Use Case и User Story: сравнение и примеры¶
В системном и бизнес-анализе два наиболее распространённых способа описания требований к поведению системы — это Use Case (сценарий использования) и User Story (пользовательская история).
Оба подхода описывают взаимодействие между пользователем и системой, но отличаются уровнем детализации, структурой и применением.
Что такое Use Case?¶
Use Case (сценарий использования) — это подробное описание последовательности действий, которую выполняет пользователь (актор) при взаимодействии с системой для достижения конкретной цели.
Основные компоненты Use Case:¶
| Элемент | Описание |
|---|---|
| Название | Краткое и понятное имя сценария |
| Актор | Кто выполняет действия (пользователь, система, сервис) |
| Цель | Что должен достичь актор |
| Предусловия | Что должно быть выполнено до начала |
| Основной поток событий | Пошаговое описание основного сценария |
| Альтернативные потоки | Что делать, если что-то пошло не так |
| Результат | Чем завершается сценарий |
| Исключения | Ошибки, отклонения от нормы |
Пример Use Case:¶
Название: Восстановление пароля
Актор: Пользователь
Цель: Получить доступ к учётной записи, забыв пароль
Предусловия:
• Пользователь зарегистрирован в системе
Основной поток:
1. Пользователь нажимает “Забыли пароль?”
2. Вводит свой email
3. Система отправляет письмо со ссылкой
4. Пользователь переходит по ссылке
5. Вводит новый пароль
6. Система сохраняет новый пароль
Альтернативный поток:
3а. Email не найден → система показывает ошибку
Результат:
• Пароль успешно изменён
Что такое User Story?¶
User Story (пользовательская история) — это краткое, ориентированное на ценность описание функциональности с точки зрения конечного пользователя. Широко применяется в Agile/Scrum.
Структура User Story:¶
Как [роль], я хочу [цель], чтобы [ценность]
Пример User Story:¶
Как пользователь, я хочу восстановить пароль, чтобы получить доступ к своей учётной записи.
К каждой истории обычно добавляют Acceptance Criteria (Критерии приёмки) — это условия, при которых задача считается выполненной.
Пример Acceptance Criteria:¶
- Пользователь получает email со ссылкой.
- Ссылка действует 1 час.
- Новый пароль должен быть не короче 8 символов.
Use Case vs User Story — сравнение¶
| Параметр | Use Case | User Story |
|---|---|---|
| Цель | Подробное описание взаимодействия | Краткое описание цели пользователя |
| Формат | Формальный документ или UML-диаграмма | Простое текстовое предложение |
| Подробность | Высокая (все шаги и условия) | Низкая/средняя |
| Гибкость | Менее гибкий, требует больше времени | Гибкий и быстрый |
| Когда использовать | Для критичных, сложных функций | Для ежедневной работы в Scrum |
| Критерии проверки | Включены в сценарии и альтернативы | Через Acceptance Criteria |
Когда использовать что?¶
| Ситуация | Рекомендуется |
|---|---|
| Крупный корпоративный проект с высокой критичностью | Use Case |
| Agile-процесс, короткие спринты | User Story |
| Необходимость юридически формализовать поведение | Use Case |
| Требуется быстро описать ожидаемое поведение | User Story |
| Нужно моделировать диаграммы | Use Case |
Комбинированный подход¶
На практике можно использовать оба подхода:
- User Story — для коммуникации с бизнесом, командой, в бэклоге.
- Use Case — для технического описания деталей, особенно при сложной логике, интеграциях и ошибках.
Полезные ресурсы¶
Дополнительные материалы:
- Alistair Cockburn — автор концепции Use Case
- Mike Cohn — книга User Stories Applied
- UML Use Case Diagrams — визуальное представление сценариев
- Scrum.org: User Story vs Use Case